Отличительная черта корейской образовательной системы заключается в том, что корейцы неустанно стараются сохранять в ней баланс между новациями и традициями. Сохраняя традиционные устои в образовании и постепенно внедряя требуемые современностью инновации, корейцы обеспечивают своему государству постоянный уровень высококвалифицированных специалистов. Сегодня Корея занимает в мире одно из лучших мест по качеству образовательной системы.
Особенности системы образования в Республике Корея
Самая важная особенность образовательной структуры в Корее состоит в том, что образование в ней поделено на три ступени, или школы, – начальную, среднюю и высшую. Система эта традиционна для государства.
Существует в Южной Корее и дошкольная ступень образования. Она представляет собой изучение детьми основных сведений о социуме и окружающем мире, простейших моральных норм и правил. Дошкольное образование – прежде всего подготовка к первой школьной стадии образования. Эта ступень позволяет детям стать уверенными в себе и спокойно перенести зачисление в начальную школу. Дошкольная ступень обеспечивается посредством детских садов, при этом в Корее есть как частные, так и государственные сады. Данную ступень осваивают дети от трёх до шести лет.
Первая серьезная ступень образования, начальная школа, начинается для корейских детей с шести лет. Она включает в себя изучение намного большего ряда предметов, чем те, что преподаются в детских садах. В начальной школе корейцы изучают следующие предметы:
- творческие – изобразительное искусство и музыка;
- стандартные – корейский язык, обществознание и математика.
Начальная ступень образования продолжается для корейских школьников шесть лет.
Подростки, закончившие начальные классы, в обязательном порядке зачисляются в среднюю школу. На этой ступени требования к школьникам становятся намного строже: для них обязательно ношение формы с символикой учебного заведения и стандартная стрижка. Среднее образование в Корее позволяет школьникам понять, какие дисциплины для них наиболее предпочтительны и какую профессию они хотели бы освоить после выпуска из школы. На этом этапе школьники также получают базовую практику и осваивают ряд профессиональных навыков.
В средней школе имеется также повышенная ступень. Учатся на ней исключительно те школьники, которые желают после выпуска поступать в университеты. Для тех, кто не стремится получить высшее образование, существуют профессиональные образовательные учреждения среднего звена, похожие на российские техникумы и училища.
Не во всех средних школах Южной Кореи имеются материалы для обеспечения повышенной школьной ступени. Поэтому корейцы распространили специальные учебные заведения высшей ступени среднего звена. Ученики изучают в этих школах одну из трех специализаций, которую они планируют впоследствии углубленно изучать в вузе. Среди них искусствоведение, научное направление или углубленное обучение иностранным языкам. Обычно школьники заканчивают свое обучение в 19 лет.
Высшая ступень образования в Корее
Высшее образование в Южной Корее тоже отличается от практик в других странах. Оно делится на два уровня: колледж, в котором студенты готовятся в течение двух лет, и институт. При этом институт включает в себя две ступени: бакалавриат, рассчитанный на четыре года, и магистратуру, в которой корейцы учатся в течение трех лет, в отличие от западных стран, в которых магистры обучаются всего два года.
Но главное отличие корейской системы высшего образования состоит в том, что в Корее наиболее популярны и распространены частные вузы, а не государственные: многие корейцы готовы платить за качественное высшее образование.
Особенности высшего образования в Южной Корее
Главные характеристики системы корейского образования, делающие Корею уникальной в образовательном плане, состоят в следующем.
- Большое внимание в корейских образовательных учреждениях уделяется индивидуальным особенностям и эффективной дифференциации по направлениям обучения.
- Свыше 90 % образовательных учреждений Республики Корея являются частными, то есть платными. Качественное образование позволяет выпускникам сразу проявить себя в профессиональном плане и без трудностей устроиться на работу: корейское правительство следит за процессом трудоустройства молодых специалистов и поддерживает его.
- В корейских учебных заведениях, в частности в вузах, отсутствует строгая систематизация учебных программ. Студенты под протекцией кураторов и научных руководителей сами выбирают, какие дисциплины им необходимо изучать для будущей профессии.
- В отличие от ситуации на Западе и в России, в Корее большинство организаций не просто требуют от нанимающегося наличия диплома о высшем образовании, но и внимательно следят за тем, чтобы в дипломе были преимущественно хорошие и отличные оценки. Требования корейских работодателей очень высоки.
- Отличается от западной традиции и система оценивания навыков в вузах. Основной упор на сессиях корейцы делают не на теории и усвоении лекционного материала, а на успешном прохождении практики.
- Корея предлагает иностранцам получить образование в корейских вузах. Для этого иностранцу необходимо обзавестись визой интересующего его института и сдать вступительные экзамены, в частности пройти испытание на знание корейского языка. Следует отметить, что без наличия сертификата TOPIK иностранцу закрыты двери в корейские вузы.
Вывод
Несмотря на массу отличительных особенностей корейской системы образования, она имеет и ряд заимствований. В частности, заметна частичная ориентация на Соединенные Штаты, которая проявляется в структуре среднего образовательного звена Кореи и в обязательном изучении английского языка в школах. Тем не менее степень, полученная в корейском вузе, не менее значима, чем европейская или американская.